Помпеи — жертва огненной стихии

24 августа 79 года в римском городе Помпеи дома вздрогнули от подземного толчка. Земля сотрясалась и трескалась, взволновалось море. Послышался зловещий гул.

В недрах земли образовались столь глубокие пропасти, что в одну из них провалилось овечье стадо в 600 голов. Так начал просыпаться Везувий — один из самых грозных вулканов планеты. Небо окутала чёрная туча, закрывшая солнце, и день сменился ночью. Вершина вулкана раскололась на две части, из жерла поднялись столбы чёрного дыма и огромные огненные языки.Помпеи в Италии Словно из гигантского орудия, с неба посыпались пепел и куски пемзы. Потоки дождя, низвергающиеся из облака, превратили пепел в жидкую грязь. А на следующий день по склонам Везувия потекла лава, залившая окрестности, и разбушевалось цунами. Извержение небывалой силы длилось около 18 часов. Пепел долетал даже до Египта и Сирии. Город Помпеи и 20 тысяч его жителей оказались погребёнными под трёхметровым слоем вулканических пород. В числе погибших был и Плиний Старший — знаменитый писатель-эрудит. Ведомый научным интересом, он приблизился на лодке к Везувию и оказался около одного из очагов катастрофы. Плиний пытался успокоить людей, советуя привязать полотенцами на головы подушки и бежать из Помпей. Спустя 1750 лет гибель некогда процветающего римского города увековечил на полотне Карл Брюллов. В картине «Последний день Помпеи» русский живописец сумел передать трагедию обречённого народа.

Помпеи — жертва огненной стихии

Перед написанием картины К. Брюллов собрал большой исторический материал. Он посещал руины Помпей, подробно осматривал дома и сделал ряд эскизов — пейзажа,Помпеи в Италии развалин, окаменелых тел людей. Так, изображение женщины с барахтающимся ребёнком воспроизводит позы откопанных слепков, какими их увидел Брюллов в неаполитанском музее. Учёным удалось реконструировать предсмертные позы жертв извержения. На месте разложившегося тела образовывались пустоты, и, заполнив эти полости гипсом, можно точно воссоздать последнее движение умирающего. Помпеи являют собой яркий пример того, как разбушевавшаяся стихия может остановить размеренно текущую жизнь и, подобно фотоаппарату, зафиксировать ужас последнего мгновения. Богачи Помпей умерли с мешками золота за плечами, а нищие застыли в позе просителей. Традиционно считалось, что смерть помпейцев была долгой и мучительной: вдыхая пары ядовитых газов, люди погибали от удушья. Но недавно группа неапольских вулканологов выдвинула новую версию — жителей Помпей мгновенно уничтожил пирокластический поток температурой 100 — 500°C. Газ и пепел, движущиеся со скоростью 100 км/ч, превратили в уголь деревянные предметы. Хлеб в пекарне Модеста обуглился и был найден археологами почти 2000 лет спустя. Способ заливки гипсом помог восстановить не только сотни человеческих тел и животных, но даже овощи и фрукты.Помпеи в Италии

Помпеи — город, восставший из глубины веков

Пепел Везувия надёжно запечатал Помпеи, сохраняя их в практически первозданном виде в течение двух тысяч лет. Раскопки начались в 1748 году и продолжаются до сих пор. Перед взором изумлённых исследователей древний город предстал во всём своём великолепии. Здесь обнаружены все основные сооружения, типичные для древнеримской культуры. В центре Помпей расположен римский форум, где сосредоточены административные и культовые здания, крытый рынок, базилика и храм Юпитера с двумя триумфальными арками. В городе существовало два театра: в крытом одеоне ставили музыкальные представления и комедии, а на сцене амфитеатра состязались дикие звери и гладиаторы. На территории древнеримского комплекса сохранились античные бани, резервуары для фонтанов, большое количество жилых, общественных зданий и лавок, названных в честь отдельных событий, богов или личностей. Так, в саду возле Дома Парфюмера выращивали растения, предназначенные для изготовления духов и благовонных масел. В доме Пинария Цериале, принадлежавшем ювелиру, найдены сотни драгоценных камней, а в Доме хирурга — многочисленные хирургические инструменты. Зажиточные горожане украшали свои жилища роскошными фресками и мозаиками. Например, в Доме Трагического поэта наПомпеи в Италии фресковых росписях увековечены сцены из греческой мифологии, а настенная живопись в вилле Мистерий иллюстрирует обряд посвящения в дионисийские таинства. Не менее красив Дом Позолоченных Амуров с крытой колоннадой, декорированной росписями по мотивам греческих мифов. В аристократическом доме Фавна пол покрыт мозаикой, изображающей битву Александра Македонского и Дария III при Иссе. Даже бассейны в пригородных термах украшены фресками на тематику «вода» — водопады, горные пещеры и пр. Как и в любом римском городе, в Помпеях функционировал лупанарий. Эротические рисунки, украшающие стены лупанария, служили своеобразной рекламой услуг «жриц любви». Их услуги стоили примерно в 8 раз дороже одной порции вина. По этому поводу метко пошутил российский телеведущий Борис Оскарович Бурда: «Если боги покарали Помпеи за распущенность, то от нас скоро вообще ничего не останется». И учёные утверждают, что «кара» не за горами: мощные извержения Везувия, сравнимые по силе с катастрофой 79-года, случаются раз в 2000 лет.


Помпеи фото

Помпеи в Италии Помпеи в Италии Помпеи в Италии
Помпеи в Италии Помпеи в Италии Помпеи в Италии

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить