Маяк Белл-Рок — одно из семи индустриальных чудес по-прежнему несет вахту

Всего в 19 километрах от берегов Шотландии расположен риф, получивший название Bell Rock. Его длина составляет 600 метров и его острые, словно лезвия бритвы края, практически все время скрыты под водой.

Трудно сосчитать, сколько кораблей натолкнулось на этот опаснейший для судоходства риф, и сколько тысяч жизней унесла «скала с колоколом», - именно так дословно с английского языка переводится Bell Rock. Интересна легенда происхождения названия рифа: один из настоятелей аббатства, еще в 14 веке, дабы спасти жизнь мореплавателям, приказал установить на рифе огромный колокол. Волны били по нему с неистовой силой, и его звон, разносившийся на всю округу, предупреждал моряков о близости рифа.Маяк Белл-Рок в Великобритании Правда, не прошло и года, как один из пиратов сломал колокол, а немного позже сам погиб на корабле, разбившемся о Bell Rock. Справедливости ради, стоит уточнить, что это лишь легенда. И чего в ней больше, правды или вымысла – решать историкам. А вот записи дают более-менее достоверную информацию: по самым скромным подсчетам с начала 19 века об острые камни разбились более чем 70 кораблей.

Во время прилива риф скрывается под водой всего на три с половиной метра, а во время отлива камни выступают над водной гладью чуть более чем на метр. Заметить их даже во время отлива практически невозможно. Жизненно необходимо было построить на коварном рифе-убийце (а именно так прозвали его мореплаватели) маяк, который предупреждал бы моряков о грозящей им опасности. За столь важное дело решил взяться Роберт Стивенсон. К слову, проект маяка создал и воплотил в жизнь дед того самого Роберта Льюиса Стивенсона, который подарил миру «Остров Сокровищ» и другие не менее известные повести и приключенческие рассказы.

Строительство маяка Белл-Рок

Как уже говорилось выше, строительство маяка Белл-Рок стало жизненной необходимостью. Роберт Стивенсон решил предоставить властям для рассмотрения свой план маяка. В это время он работал в компании под названием «Северные маяки». Увы, чиновники лишь усмехнулись и сказали молодому инженеру, что построить такой маяк, который еще и обойдется государству в 42 000 фунтов стерлингов, а в те времена это была просто огромная сумма, ему не удастся. «Проект в корне неправильный и чрезвычайно дорогой», - такой вердикт получил дед знаменитого в будущем писателя. Однако напоследок Стивенсон все же ответил, что ему под силу построить огромный маяк и тем самым спасти сотни, а то и тысячи жизней.

Спустя некоторое время риф дождался своей очередной жертвы. На этот раз она была огромной. На острые скалы буквально «налетел» огромный «Йорк». Тем, кто хоть немного знаком с историей кораблестроения, наверняка известно, что «Йорк» - это линкор с 64 мощнейшими орудиями, наводивший ужас на своих врагов. Однако погиб этот боевой корабль не в ожесточенной схватке с противником, а после столкновения с рифом-убийцей Bell Rock. Более чем 500 человек команды линкора погибли в бурных водах Северного моря. После этой трагедии власти потребовали от компании «Северные маяки» построить на рифе маяк. К слову, в те времена большинство маяков работали ночью и давали сигнал кораблям при помощи света от горящих факелов или тлеющего угля. Проект Стивенсона в корне отличался от этих устаревших сигнальных сооружений. Разработку молодого инженера активно поддержал Джонн Ренни, который считался одним из самых выдающихся инженеров Старого Света. Правда, проблема заключалась лишь в том, что он никогда в своей жизни не занимался строительством маяков. Несмотря на это, именно ему власти доверии строительство маяка Белл-Рок, а Стивенсон был назначен его ассистентом. Громкие имена всегда заслуживали уважение и им доверяли, а молодые, но вместе с тем талантливые инженеры, зачастую получали признание лишь в преклонном возрасте, а в большинстве случаев, посмертно. Как бы там ни было, строительство уникального и нового для того периода времени маяка, наконец-то стартовало.

Масштабное строительство маяка, получившего такое же название, как и риф, началось в конце лета 1807 года. Трудность состояла в том, что рабочие в количестве 24 человек могли трудиться всего несколько часов в сутки: все остальное время они были вынуждены ждать и отдыхать на специальном судне. К команде строителей постоянно присоединялись новые люди, каждый хотел прекратить череду страшных смертей, которые были неизбежны при столкновении судна с рифом. Согласно сохранившимся в архивах документам, историки сделали вывод, рабочие не покидали место работ даже в выходные дни. Всего за 7 дней на рифе удалось построить кузню и с огромным трудом проделать 12 отверстий, которые были предназначены для возведения временной постройки. Строители были переполнены оптимизмом, но в их планы вмешалась погода, а может, риф не пожелал, чтобы у него забрали будущие жертвы. Из-за сильных волн судно не смогло удержаться на якоре и 32 человека остались беззащитными на «колокольной скале». Правда, благодаря одному небольшому суденышку, перевозящему почту, все они были спасены. Стало понятно, что надеяться на корабль, как на временное пристанище и укрытие для рабочих, нельзя. Роберт Стивенсон дал указание в срочном порядке построить временное строение на рифе. Его удалось, к счастью, возвести до наступления зимы.

Описать в одном материале, сколько трудностей пришлось пережить рабочим всего за четыре года строительства Белл-Рока, увы, не получится. Стоит лишь сказать, что через четыре года и два месяца, после сильнейшего шторма, рабочим, все же, практически удалось завершить грандиозное и крайне опасное строительство: в конце октября 1810 года была возведена самая верхняя комната, в которой должен был располагаться световой механизм. Маяк впервые просигнализировал об опасном рифе 1 февраля 1811 года.

Экскурсоводы, которые знакомят туристов с историей маяка, говорят, что он построен исключительно из камней, которые уложены строителями в 90 рядов. Трудно в это поверить, но общий вес маяка Белл-Рок, который был построен всего за четыре года, составляет 2083,445 тонн. Почти 2 900 огромных камней, облицованных гранитом, которые благодаря частому ремонту и специальному цементу, связывающего их, практически не подвержены влиянию воды. Даже в самые сильные штормы маяк уверенно стоит на рифе.

Работу маяка контролировала станция, которую возвели лишь в 1813 году. К слову, эта сигнальная станция работала до 1955 года. Она внесла свою, пусть и небольшую лепту, в победу над фашистской Германией. Маяк во время Второй Мировой войны сигнализировал об опасности столкновения с рифом Белл-Рок только судам союзников, а во время прохождения судов нацистской Германии гас, из-за чего об риф разбились несколько военных кораблей немцев. Это были еще одни, такие долгожданные, жертвы рифа-убийцы.

Маяк Белл-Рок

Высота маяка в настоящий момент составляет почти 35,5 метров, он по праву считается самым древним маяком на всех островах Великобритании, которые были построены на рифах в значительном удалении от берега. В 1988 году было принято решение автоматизировать работу осветительной комнаты маяка. Вместо параболических отражателей, линз Френеля, спермацетовых и керосиновых ламп в осветительной комнате была установлена система Далена, получившая свое название в честь ученого, лауреата Нобелевской премии Нильса Густава Далена. Специальные долговечные газовые горелки обеспечивали постоянное мигание маяка с интервалом всего в 5 секунд. Правда, и эта система показалась недостаточно надежной, в преддверии 21 века маяк Белл-Рок оснастили аккумуляторами и даже солнечными батареями. Вмешательство человека в работу маяка теперь практически не требуется, в случае разрядки аккумуляторов и в пасмурную погоду в автоматическом режиме запускаются генераторы, которые не позволяют маяку потухнуть ни на минуту. Станция, которая была построена в 1813 году, теперь стала музеем и своеобразным памятником героизму людей, решившихся на опаснейшее строительство маяка Белл-Рок. Там, в качестве музейных экспонатов выставлены инструменты, при помощи которых возводилось сооружение, наброски и чертежи Роберта Стивенсона.

Маяк Белл-Рок по праву относится к семи чудесам индустриального мира. Авторитетная компания ВВС посвятила этому строению, которое уже спасло тысячи жизней, целый цикл телевизионных передач. В настоящее время маяк работает бесперебойно, за этим постоянно следят специалисты, ведь «скала колокола» по-прежнему ждет случая, когда к ней подплывет очередная жертва. Однако в наш век технологического прогресса, вряд ли риф Белл-Рок снова станет причиной гибели какого-либо судна.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить