Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — главная святыня Туркестана

В отличие от оседлых народов, казахстанские кочевники вместе со своим имуществом постоянно переезжали с места на место в поисках лучших пастбищ для скота. Кочевой народ передавал традиции из уст в уста на протяжении веков, но не оставил потомкам больших архитектурных памятников.

Тем ценнее для казахов великолепный мавзолей, построенный в Южном Казахстане среди бескрайних степей города Туркестана. По сей день здесь помнят и почитают религиозного просветителя по имени Ахмед Ясави, который проповедовал ислам среди казахов и призывал тюркоязычные народы к духовному единению.Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Казахстане Кочевники заучивали наизусть стихи Ясави из сборника «Дивани Хикмат» и в трудных жизненных ситуациях шли за советом к мудрецу, преодолевая все тяготы караванных путешествий. Как человек преданный учению ислама, Ахмед Ясави считал, что не может жить дольше пророка Мухаммеда и в возрасте 63 лет заточил себя в подземной келье, вдали от дневного света, где и провёл остаток своих дней. В 1166 году великий суфий умер и был погребён с большими почестями в маленьком мавзолее. В 1385 году Тамерлан приказал построить над могилой Ахмеда Ясави грандиозный мемориальный комплекс. Возводя мавзолей над могилой пророка, Тамерлан возвеличивал свой авторитет в глазах простого народа. Кроме того, новый архитектурный ансамбль был призван демонстрировать могущество державы и внушать благоговейный трепет вражеским ордам, проезжающим мимо пограничного города Яссы (Туркестана). Границы империи ТамерланаМавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Казахстане простирались от пирамид Гизы до Великой китайской стены, а в 1395 году список побед великого эмира ознаменовался разрушением Золотой орды. Совместно с лучшими зодчими «Владыка мира» разработал проект мавзолея. От кирпичного завода, находящегося в Сауране (40 км от Туркестана), были расставлены цепочкой рабочие, которые из рук в руки передавали кирпич к месту стройки. В 1405 году Тамерлан умер перед походом на Китай, но к тому времени мавзолей предстал во всём блеске перед восхищёнными взорами казахов.

Помещения и реликвии мавзолейного комплекса в Туркестане

Архитектурный ансамбль в честь Ходжи Ахмеда Ясави объединил в своих стенах различные по функциям помещения: гурхану (усыпальницу), мечеть и др. Так, в дворцовом зале «Большой Аксарай» проводились собрания дервишей и переговоры с иностранными послами. Малый Аксарай служил склепом: в 1431 — 1917 годах здесь хоронили уважаемых людей. Кытабхана (библиотека), содержащая большую коллекцию древних рукописей, использовалась и в качестве медресе, где людей обучали канонам ислама. При мавзолее выстроен хозяйственный комплекс: асхана (столовая), в которой готовили ритуальныеМавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Казахстане кушанья для паломников, и кудукхана (колодезная), где находится колодец со священной водой. Все эти помещения сгруппированы вокруг казандыка — самого большого парадного зала, в центре которого установлен древний Тай Казан — огромная чаша (котёл) для воды. По легенде, этот котёл весом в 2 тонны изготовлен из сплава 7 металлов: цинка, свинца, железа, олова, серебра, красной меди и золота. Казан декорирован растительными орнаментами и причудливой арабской вязью, а его 10 ручек выполнены в виде цветков лотоса. Сделанные на чаше надписи свидетельствуют о том, что казан был отлит в 1399 году по приказу Тамерлана иранским мастером Абдульгазизом ибн Шарафутдином. Также в казандыке хранятся и другие подарки Тамерлана — бронзовые подсвечники, инкрустированные серебром и золотом. Просторный зал перекрыт громадным куполом (диаметр 18.5 метра) такого же бирюзового цвета, как небо Казахстана. В глубине здания расположено главное помещение — усыпальница Ахмеда Ясави. В центре крестообразного в плане зала установлено надгробие, облицованное плитами из змеевика. Угловые гульдасты и карниз надгробия украшены рядами призматических фигур («сталактитами»). Помещение перекрыто высоким куполом, облицованным лазурными плитками. ВМавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Казахстане северно-западном углу мавзолейного комплекса расположена мечеть, стены которой расписаны растительными и геометрическими орнаментами в голубых тонах. В стене помещения оборудован михраб (молитвенная ниша), декорированная мозаичным узором. Вокруг мавзолея чудом уцелели подземные жилища, в том числе келья, где 63-летний суфий Ахмед Ясави предавался размышлениям. У мусульман Казахстана три поездки к священному мавзолею приравниваются к паломничеству в Мекку, да и не набожные люди считают своим долгом хотя бы раз в жизни поклониться праху Ясави, принесшему в степь свет ислама. Ещё при жизни проповедника среди казахов бытовала такая пословица: «В Мекке-Медине — Мухаммед, а в Туркестане — Ходжа Ахмед».

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави фото

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Казахстане Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Казахстане Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Казахстане

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить