Золотой человек — легендарная находка из кургана Иссык

В 50 км к востоку от Алма-Аты находится грандиозный курганный комплекс, состоящий из 45 земляных пирамид высотой от 4 до 15 метров. Большинство могильников воры разграбили ещё в древности, но боковая гробница кургана Иссык оставалась нетронутой до 1969 года, пока казахские учёные не приступили к её изучению.

Археологические раскопки длились около года. Напоследок археолог Бекен Нурмуханбетов решил исследовать ровное место в 10 метрах от центрального погребения. В гробнице, вырубленной из вековой тянь-шанской ели, были обнаружены останки сакского вождя и более 4000 золотых украшений.Золотой человек Казахстан Археологическая находка вошла в историю под названием «Золотой человек из кургана Иссык». Научный руководитель экспедиции Кемаль Акишев был признан первооткрывателем гробницы, а Бекен Нурмуханбетов, работавший в то время лишь младшим научным сотрудником, оставался в тени славы своего наставника. Археологи допустили роковую ошибку, не пригласив антрополога для анализа останков сразу после их изъятия. Кости, сложенные в отдельную коробку, начали быстро разрушаться. Сейчас невозможно провести генетическую экспертизу, так как утрачены сами останки. По одной из версий, виновником утраты является антрополог Омурзак Исмагулов, который взял кости для анализа, но потерял их, кочуя со своей лабораторией. Установить пол погребённого не представляется возможным, и по сей день не смолкают споры о том, кем был «Золотой человек» — мужчиной или женщиной. Руководитель раскопок Кемаль Акишев, исследовав лобные кости и челюсти, утверждает, что в гробнице похоронен юноша 18 — 20 лет. По мнению Акишева, крупная нижняя челюсть с тонким челюстным суставом типична для мужчины, но не для девушки. Однако шёлковая сумочка-косметичка, содержащая бронзовое зеркало и красную охру, ставит под сомнение версию о том, что это был юноша. Меч и кинжал, найденные рядом с погребённым, встречаются в могилах сакских и сарматских женщин, которые подобно амазонкам, воевали, ездили верхом и стреляли из лука.

Костюм «Золотого человека» и его символика

Найденные доспехи и погребальный наряд позволили учёным воссоздать образ облик сакского царевича-воина. Пышные одежды указывают на то, что «Золотой человек» занимал самую высокую ступень социальной лестницы. Вероятно, он был потомком сакского вождя. Голову человека венчает «корона» в виде высокого островерхого тюрбана, украшенного золотыми пластинами с изображением лошадей, снежных барсов, птиц и деревьев с раскидистыми кронами. Возложение золотой короны на царевича возводит его в ранг солнцеподобного божества и отождествляет его с верховным жрецом, богом-воином. Шею вождя украшает золотой обруч с наконечниками в виде голов тигра. В мочке левого уха «Золотой человек» носил золотую серьгу с орнаментом из зерни и бирюзы. Царевич облачён в тонкую шёлковую рубашку, обшитую замысловатым узором из золотых пластин. Поверх рубашки надет кафтан, украшенный литыми золотыми бляшками с изображением зверей и птиц. Замшевые брюки царевича заправлены в высокие сапоги с приклеенными золотыми бляшками в форме трилистника. Справа к поясу воина прикреплён меч в ножнах, обтянутых красной кожей, а слева подвешен железный кинжал в ножнах с золотыми накладками в виде скачущего лося и лошади. По обеим сторонам кинжала на золотых пластинах высечены фигуры волка, лисы, горного барана, лани, лисицы, змеи и других животных. Кроме того, в гробнице курага Иссык была обнаружена серебряная чаша (V в. до н. э.) с 26 письменами, которые не расшифрованы до сих пор. Подлинник «Золотого человека» находится в государственном хранилище, а его копию можно увидеть в Государственном музее золота в Астане. Бытует мнение, что признание «Золотого человека» символом Казахстана неверно с точки зрения геральдики. Будто бы островерхий головной убор сакского царевича символизирует ключ к загробной жизни. Однако подобное истолкование неверно, на самом деле три части островерхой короны обозначают сакральную модель Вселенной: потусторонний подземный мир, суетный наземный мир и небесный мир, где царствует верховное божество Тенгри. Верхняя часть короны направлена в небо, олицетворяя собой Казахстан, устремлённый в будущее, в котором неизбежны новые открытия в науке и технологический прогресс.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить